Искусство театра ДШИ

Любовь к трем апельсинам

Предстоит очень интересная и большая работа по поиску материала, созданию образов  самого спектакля и действующих лиц. Все должны быть остро характерные. Костюм, маска, прическа, грим — все это поможет нам в создании героев. Всем участникам спектакля советую поработать над своим образом: поищите в интернете театр дель арте, поинтересуйтесь итальянской культурой — от кухни до песен, в общем всем, что касается нашей сказки. Возьмите карандаш и бумагу и почеркайте. Будет здорово, если кто-то поработает не только над своим персонажем, но над остальными. Дерзайте, можете предлагать самые невероятные костюмы и маски. Здесь главное — полет фантазии. Материал позволяет переходить устоявшиеся границы — ведь это комедия. Даже трагикомедия. Ее появлением Гоцци создал новый жанр — фьябу, или трагикомическую сказку для театра. В основе фьябы лежит сказочный материал, там причудливо смешиваются комическое и трагическое, причем источником комического являются, как правило, коллизии с участием масок

(Панталоне, Труффальдино, Тартальи и Бригеллы), а трагического — конфликт главных действующих лиц. Все стоят на головах, все очень утрировано и смешно. Советую посмотреть комедии разных времен и народов. Особенно хорош Чарли Чаплин. Мастер актерских пристроек. Это искусство нам очень пригодится.  Посмотрите клоунаду — в ней очень точные характеры и маски, как в театре дель арте, кроме этого много интересных идей и находок. Будем использовать и этот вид театра.

Итальянская народная сказка «Любовь к трем апельсинам», которую с огромным успехом воплотил на сцене Карло  Гоцци и актеры импровизационного театра, идущего из театра дель арте, в Италии не столь популярна, как у нас в России. И это благодаря Сергею Прокофьеву, написавшему оперу «Любовь к трем апельсинам» и Всеволоду Мейерхольду, с его идеей написания этого произведения. Опера ставиться регулярно во многих театрах мира и, конечно, у нас в стране. Как пьеса она была написана несколько раз. То есть все герои имеют определенно прописанный текст. Но вначале, в 18 веке — времени создания пьесы,постановки основывались на общем изложенном сюжете и импровизации актеров, причем их искусство было столь велико, что публика падала со смеху, видя в персонажах  своих современников. Это были очень острые, пародийные и саркастические постановки… Продолжение следует…

Прикладываю  наброски основных героев для удобства ознакомления с пьесой.

IMG_0981-1024

 

Это эскизы костюмов, выполненные Леной Н.

IMG_1294-1024 IMG_1295-1024

 

Эскизы Лизы Н.:

 

Так вот. Не лишена современности и наша пьеса Леонида Филатова, подвергшаяся некоторым вмешательствам с моей стороны. Думаю, он простит. Адаптируем пьесу под наши условия и эстетические предпочтения. Кроме этого, некоторые детали мы возьмем у Гоцци и у Прокофьева, впрочем все это имеет право быть — судьба этой сказки такова, что родившись в народной среде, она туда же и стремиться, и творчество наше коллективное зовет к свободе, и театр дель арте указует на импровизацию.

К году Италии в России Саратовский театр поставил искрометный спектакль «Любовь к трем апельсинам» . Режиссер, художник и балетмейстер — итальянцы. этот вариант ближе всех к нашему решению, в отличие от трактовки оперы Прокофьева в Большом театре (с очень хорошей сценографией Шейниса) или Геликон-опере. Интересная постановка  была в театре Н.Сац, но судить о ней мы можем только по фотографиям — интересная сценография, множество трюков и неожиданных ходов.

Маски комедии дель арте здесь.

На карнавал уродов нам нужно будет сделать гипертрофированные маски и костюмы. Не монстров,конечно,  а нечто комедийное и нелепое. Подумайте, порисуйте.