Дни культуры

Дельфийские игры к Дням культуры Греции.

Выкладываю интересный материал для копилки идей на будущее. Может пригодится.

Сценарий внеклассного мероприятия по МХК для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Дельфийские игры» на тему:
«Немеркнущий свет античности»
(история и культура Древней Греции и Древнего Рима)

Преподаватель музыки и мировой художественной культуры
Маркова Маргарита Петровна
(Из опыта работы в республике Башкортостан)
Стерлитамак 2003

Цели мероприятия:
1. закрепить и расширить представление учащихся об эпохе античности – «колыбели мирового искусства;
2. создание атмосферы эмоциональной приподнятости, праздника, духа состязания.
Задачи мероприятия:
1. познавательные:
знание особенностей мировоззрения эпохи античности, основных теоретических (эстетических и искусствоведческих понятий), имен творцов художественной культуры и название их произведений, библиографических сведений, сюжетов и героев художественных произведений античности;
умение сравнивать, сопоставлять, размышлять, делать самостоятельные выводы и уметь высказывать по поводу прочитанных, увиденных и прослушанных произведений, умение доказывать свою точку зрения;
умение использовать знания, полученные учащимися на других гуманитарных предметах, учитывая обобщенный и интегративный характер предмета;
формирование личностной позиции в восприятии произведений мировой художественной культуры.
2. воспитательные:
формирование коммуникативной культуры средствами искусства;
воспитание чувства долга, ответственности, творческого сотрудничества в процессе подготовки и проведении мероприятия;
воспитание духовно-богатой личности.
3. эстетические:
познание языка искусства скульптуры, архитектуры, музыки, театра, знания мифологии;
формирование умений и развитие творческих способностей, связанных с процессом восприятия искусства и с собственной эстетически-творческой деятельностью, уровнем развития у подростков эмоций и чувств, восприятия и интуиции, способности к переживанию, к художественному обобщению, установлению ассоциативных связей.
воспитание эстетического идеала.
Лаборатория мероприятия:
1. В центральной части сцены буквами, изготовленными из картона, — название мероприятия.
2. Светомузыка.
3. Эмблема – символ предмета «МХК».
4. Музыкальный центр.
5. Магнитофон.
6. Эпипроектор, экран.
7. Видеокамера.
8. Фотоаппарат.
9. Магнитофонные записи:
песни «Над Шиханом», греческого танца «Сиртаки», музыки из оперы Верди «Аида» — «Марш», «Лунной сонаты» Бетховена, музыки Альбинини «Адажио соль-минор для органа и оркестра», мелодии Глюка из оперы «Орфей и Эвридика», музыки Уэббера из рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда».
музыкальный конкурс (фрагменты):
Моцарт «Симфония №40», I часть
А.Новиков «Гимн демократической молодежи мира»
Моцарт. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»
Бах «Токката и фуга ре минор»
Лист «Венгерская рапсодия №2»
Бородин. Хор поселян из оперы «Князь Игорь»
Звуковой фон — шум моря.
10. Фонограммы:
песни «Свеча» из репертуара Стаса Михайлова,
«Арлекино» из репертуара А.Пугачевой,
из репертуара «Модерн Токинг»,
«Мамины глаза»,
«Свирель»,
«Зеленоглазое такси»,
«Город, которого нет».
11. Дидактический материал к конкурсным заданиям:
карточки: «Помпезный»,  «Драконовские меры», «Внести свою лепту», «Лаконичный»;
«Суд Париса», «Самовлюбленный Нарцисс», «Ящик Пандоры», «Танталовы муки», «Сизифов труд»;
разносы с предметами из мифологии: клубок, ящик, яблоко, змея и посох, чаша и змея, золотые яблоки, флейта, стрелы, рог изобилия и оливковая ветвь, трезубец, уздечка, весы, меч, плеть;
карточки: Симфония, Гимн, Опера, Хор, Шум моря, Рапсодия, Полифония.
12. Иллюстрации к конкурсу «Архитектура»: Аппиева дорога, Стереобат, Храм Весты, Капитель, Акведук, Каннелюры, Пантеон, Карниз, Арка императора Константина, Эрехтейон.
13. Репродукции скульптуры: Мирон «Афина и Мерсий», Поликлет «Раненая Амазонка», Скопас «Вакханка», Пракситель «Афродита Книдская», Лисипп «Портрет Александра Македонского».
14. Рисунок на ватмане «Кольца бога и времени».
15. Текст басен Эзопа. Басня №1, 2, 3, «Гадатель», «Слепец».
16. Атрибуты к костюмам древнегреческих актеров, 9 музам Аполлона.
17. Стихотворение Владимира Фирсова «Красота».
18. Оливковые венки.
19. Танцевальные коллективы.
I часть. Вступление
Под звуки легкой  музыки в актовый зал заходят приглашенные гости-болельщики из каждой школы по 3-4 человека по пригласительным билетам, члены жюри, члены команд, вышедшие в финал, ведущие. (музыка умолкает)
Ведущий 1
Ведущий 2
Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 1

Ведущие вместе, обращаясь к теме
Добрый  день, друзья!
Мы рады приветствовать вас в МСОШ№ 3
Нечасто можно увидеть столько счастливых людей одновременно.
А вы и есть самые счастливые, потому что вам выпал чудесный шанс – быть активными участниками сегодняшней встречи. Вы попадете в волшебный мир искусства, прикоснетесь к истокам красоты, имя которой – античность.
Античность… это тот живительный неиссякаемый источник, из которого черпало вдохновение все позднейшее искусство, где всегда привлекали жизнеутверждающая сила, сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в ее безграничные возможности. Античность – (вместе) колыбель мирового искусства. Сколько нитей тянется от неё через века и расстояния в иные эпохи и цивилизации!
«Немеркнущий свет античности»
На сцене – греческий танец «Сиртаки» в исполнении воспитанников хореографического отделения ДМШ №2

Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 1

Ведущий 1
Древняя истина гласит: «Жизнь коротка, искусство вечно…» Вечные немеркнущие образы искусства раскрывают суть нравственных понятий Любви, Красоты, Добра, Справедливости, Торжества Жизни и Разума.
« Познай самого себя»- было начертано на храме Аполлона в Дельфах, где в то далёкое время проводились так называемые «Дельфийские игры» которые, имели популярность не меньшую, чем Олимпийские. В Дельфы съезжались поэты, музыканты, танцоры, художники, чтобы показать свое искусство.
Победитель получал оливковый венок, любовь и уважение граждан, а также небольшую денежную премию.
Своё второе рождение Дельфийские игры получили в эпоху Возрождения. Например: Леонардо да Винчи неоднократно получал призы на этих соревнованиях.
Вот и сегодня мы выявим своих победителей на наших Дельфийских играх. 5 команд г. Стерлитамака вышли в финальную игру. Поприветствуем их!
Ведущий 2 называет 5 школ, представители которых сидят  за  столиками около сцены.
МСОШ №3
МСОШ №5
МСОШ №17
Гимназия №4
Гимназия №6
Ведущий 1
Везде хорошие есть люди
Их много, что ни говори
На этот раз судить вас будут
Сверхобъективное жюри
Представители жюри:
1. Председатель жюри, преподаватель МХК СГПИ, кандидат исторических наук Маркелова Людмила Николаевна
2. Председатель городского методического объединения учителей МХК, учитель высшей категории МСОШ №17 Маркова Маргарита Петровна
3. Методист Дворца пионеров, специалист высшей категории, Хорошилова Гульшат Мидхатовна
Ведущий 2. Уважаемые гости праздника,  болельщики, вы –  истинные  поклонники красоты, настоящие любители искусства и верные друзья! Надеемся, что вы будете активно участвовать в нашей конкурсной программе. Приветствуем группу поддержки наших участников! (аплодисменты)
II часть. Конкурсная программа
Ведущий 1. Итак начинаем конкурсную программу.
Конкурс №1
Представление команд, (название команды, девиз, эмблема) (жюри оценивает конкурсантов)
Команда МСШО № 3 «Дети античности»
Команда МСШО № 5 «Служители Парнаса»
Команда МСШО № 17 «Олимпийцы»
Команда гимназии № 6 «Музы»
Команда гимназии № 4 «Афины»
Конкурс № 2
Ведущий 2. Следующий конкурс – «Путешествие к музам» Путешествие к музам – это возвращение в прошлое во имя будущего. Это обживание нашего всемирного дома. Искусство и красота неразрывны поэтому античность представляла 9 сестер – дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины (на фоне музыки «Лунной сонаты» Бетховена, (I часть) торжественно  проходят музы, звучат слова ведущего:
Ведущий 1. Прекрасные и благородные богини, оделяющие человека приятными речами, разумом, даром убеждения, приверженностью  правде. Кто они, эти музы? (назвать и прокомментировать)
Музы торжественно проходят и 5 из них поочередно останавливаются около команд:
1. Клио – муза истории
2. Каллиопа – муза эпической поэзии
3. Эвтерпа – муза лирической поэзии
4. Эрато – муза любовной поэзии
5. Талия – муза комедии
6.  Мельпомена – муза трагедии
7. Терпсихора – муза танцев
8. Полигимния – муза сложения гимна
9. Урания – муза астрономии
Представители команд называют музу и обосновывают свою точку зрения (музыка умолкает)
Ведущий 2. Благодарим муз, просим их быть самыми почетными гостьями праздника и активными участниками творческой встречи (музы торжественно рассаживаются).
Ведущий 1 предоставляет слово жюри, выставляются баллы командам по двум прошедшим конкурсам.
Ведущий 1 Античность подарила грядущему свою мифологию, своих героев, которые стали нарицательными для всей мировой литературы. Античные боги — это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют.
Конкурс №3
Ведущий 2 Итак конкурс на знание мифологии.
Задание 1. Объяснить, откуда пошли эти выражения? (Зачитывает вслух и раздает карточки командам)
1. Витать в эмпиреях
2. Объяснить значение слова «помпезный»
3. Драконовские меры
4. Внести свою лепту
5. Значение слова «лаконичный»
Задание 2
Ведущий 1 Изобразить с помощью пантомимы (Зачитывает вслух и раздает карточки командам, на столе атрибуты)
1. Суд Париса
2. Самовлюблённый Нарцисс
3. Ящик Пандоры
4. Танталовы муки
5. Сизифов труд
Ведущий 2 Время пошло! А мы начинаем концертную программу.
Ведущий 1 На сцене Голобородкин Дима, выпускник 2003 г. средней школы №17.
— Дима, с какой песни началась твоя творческая жизнь?
Дима — С песни «Облака» на площади ДК СК, когда я был ещё совсем маленьким.
Ведущий 1 Дима с отличием закончил ДМШ и 9 классов, занимал первые места в агитбригаде по биологии. Что ты нам сегодня споёшь?
Дима    -Я исполню песню о любви, с романтическим названием «Свеча».
«Свеча» из репертуара Стаса Михайлова – исполнение (фонограмма) (театрализовано – хореографический эпизод – творческие наставники детского клуба «Бригантина» — Валитова Ирина Фаритовна и Шамиев Игорь Джалилович).
Ведущий 2 На сцену приглашается Иванова Катя, ученица 9 Г класса МСОШ №17 — опытный исполнитель эстрадной музыки (Катя поднимается на сцену) Она лауреат городского вокального конкурса «Весенняя капель 2000» Гран – при. Дипломат республиканского конкурса «Бэби – шлягер» (зима 2000). Лауреат городского вокального конкурса «Серебряный дождь» декабрь 2001 (Гран–при) и, наконец, лауреат вокального конкурса города Стерлитамака «Твой шанс» (Осень 2002)
Ведущий1 Аплодисменты Кате.
— Катя, с какой песни ты начнешь выступление?
Катя         — С песни «Арлекино»  из репертуара А.Б. Пугачевой «Арлекино» из репертуара А.Б. Пугачевой – исполнение (фонограмма).
Ведущий2 (обращаясь к командам) Музы держат в руках разносы, в каждом по 3 предмета
Задание 3. Перед вами разложены предметы,  которые следует отдать кому-либо из богов или героев. Что и кому вы отдадите? (Музы раздают командам на 5 разносах клубок, ящик, яблоко, змея и посох, чаша и змея, золотые яблоки, флейта, стрелы, рог изобилия и оливковая ветвь, трезубец, уздечка, весы, меч, плеть)
Ведущий1 Команды готовятся. И вновь на сцене МСОШ №17 Алферов Андрей, выпускник 2003, большой знаток и любитель искусства, закончил ДМШ по классу фортепиано.
Ведущий2:У Андрея большие музыкальные пристрастия: Modern Tarking  «C.C. Catch», Joy и т.д. Советское диско, «Мираж», «Ласковый май». Любимые исполнители Ю. Антонов, А. Барыкин, М. Боярский и, конечно же, классика.
Ведущий1 Звучит песня из репертуара Modern Tarlking. (Танцевальную страничку подготовили воспитанники детского клуба «Бригантина») Встречайте! Песня исполняется на английском языке.
Песня из репертуара Modern Tarking — исполнение (фонограмма)
Конкурс № 4 На знание архитектуры.
Ведущий1 Приглашаем участников конкурсной программы в путешествие в страну «Звучащего безмолвия». Итак, архитектура — «застывшая музыка»
Звучит музыкальный фон.
(Альбинони «Адажио соль минор» для органа и оркестра)
Славу искусства Эллады составляет монументальная архитектура, в которой выразились основные принципы, сформулированные впоследствии римским зодчем Витрувием: «Прочность. Польза. Красота».
Ведущий2 Особой заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы. Так же вам знакомы формы древнеримского строительства, которые считаются оригинальным вкладом в истории мировой архитектуры. Командам предлагается посмотреть ряд репродукций архитектурных памятников римского зодчества и Древней Греции. Задание. Назвать памятники. Найти и прокомментировать характерные элементы античности. Ответы предоставлять без подготовки. Включается эпипроектор.
1. Аппиева дорога
2. Стереобат
3. Храм Весты
4. Капитель
5. Акведуки
6. Каннелюры
7. Пантеон
8. Карниз
9. Арка императора Константина
10. Эрехтейон
Команды…
Слово жюри. Жюри оценивает конкурсантов на знание мифологии и архитектуры.
Конкурс №5 Скульптура.
Ведущий1 Говоря об античной Греции, обычно имеют ввиду ее «золотой век», «высокую классику» — 6 – 5 века до Н.Э. Визитная карточка искусства Эллады – ансамбль Акрополя и скульптура. Из огромной плеяды скульпторов мы называем несколько имен – самых великих: Мирон, Поликлет, Пракситель, Скопас, Лисипп.
Ведущий2 «Необщее выражение» лица каждого скульптора, архитектора, писателя, его связь со временем, его почерк…
Каждой команде представлены выдающиеся скульптурные памятники в репродукциях. Нужно: а) Указать автора, название скульптуры, раскрыть ее содержание; б) уловить «необщее выражение», характерное для данного художника.
Музы раздают репродукции:
1. Мирон «Афина и Марсий»
2. Поликлет «Раненая Амазонка»
3. Скопас «Вакханка»
4. Пракситель «Афродита Книдская»
5. Лисипп «Портрет Александра Македонского»
Команды готовятся.
Ведущий1 Время пошло. А мы проведем игру со зрителями. Проводит школа № 9 Лейдерова Валентина Васильевна.
Игры со зрителями.
Кольца бога времени (головоломка)
Когда боги гневаются (Чайнворд)..
Кольца бога времени.

Рисунок на ватмане
Ответ:
1. Харон
2. Родос
3. Орфей
4. Нимфы
5. Океан
6. Стикс
Бог времени –    Хронос
Задание. Богом времени (у римлян Сатурн) в греческой мифологии считался самый младший сын Урана (небо) и Геи (земля) отнявший у отца власть. Позже, когда он стал верховным правителем Вселенной, он больше всего боялся, что его самого постигнет участь отца, а потому проглатывал всех своих детей тотчас же после рождения.
Так проглотил он Деметру (богиня плодородия и земледелия), Аида (бога подземного царства), Геру (блюстительницу браков и покровительницу женщин), Гестию (богиню домашнего очага) и Посейдона (бога морей и покровителя водной стихии). Самого же младшего сына бога времени его жена Рея спасла, прибегнув к обману. Им был Зевс – верховный бог, величайший из всех богов, глава греческого Пантеона, владыка мира, бог грозного неба, грома и молний. Выросший и возмужавший Зевс заставил отца отрыгнуть проглоченных им ранее братьев и сестер, сделал их богами и богинями, а отца низвергнул в Тартар (лежащую в глубочайших недрах земли, полную мрака и тьмы ужасную бездну, медные врата которой неусыпно стерегут сторукие гиганты).
Бога времени древние греки чтили как помощника созревания плодов, бога благодатной жатвы, так как для того и другого требуется время.
В честь бога времени справлялись веселые празднества (в Риме они назывались Сатурналиями).
Имя бога времени можно узнать, вписав по часовой стрелке в малые кольца (рис.) шесть слов со следующим значением:
1. Имя старого перевозчика душ умерших (в исключительных случаях перевозили и живых, например Орфея) через Ахеронт и другие реки подземного царства Аида. (Харон)
2. Остров в Греции, посвященный богу Гелиосу, лучезарному богу солнцу. В золотой колеснице, выкованной богом Гефестом, запряженной четверкой крылатых коней, восходит Гелиос из пучин Океана и, обойдя весь небесный свод, опускается к вечеру на западе в холодные воды того же Океана. По преданию греков, сам Зевс выдвинул этот остров из моря в утешение Гелиосу, обиженному тем, что олимпийские боги при дележе власти ничего ему не дали. На острове этом было главное изображение Гелиоса – колоссальная статуя, вошедшая в историю в качестве одного из семи чудес света. Здесь, на острове, происходили торжества в честь Гелиоса – состязание в беге колесниц и низвержение с большой высоты в море четверки жертвенных коней. (Родос).
3. Имя мифического певца, искусным пением которого и игрой на кифаре заслушивались не только смертные, но и сами боги. Внимая его пению, все забывали об окружающем. Дикие звери под звуки его кифары стекались из дремучих лесов и покорно ложились у его ног, даже неодушевленные камни под звуки его песен приобретали способность двигаться. Женой певца была нимфа Эвридика. Велико было их счастье, но недолговечно: Эвридика была укушена змеей и умерла: В страшном горе певец, взяв в руки свою неразлучную кифару, отправился с твердым намерением упросить царя подземного царства Аида вернуть ему любимую. Рассказ его о страстной любви и его песни заставили прослезиться от умиления самого Аида. Он разрешил певцу увести обратно на землю тень Эвридики. Нарушение условия, поставленного Аидом (певец не должен был оглядываться на идущую за ним тень жены), привело к тому, что тень Эвридики, плача и стеная, безвозвратно отлетела в мрачное подземное царство. Велика была скорбь певца, который с той поры не обращал никакого внимания на окружающих женщин. Однажды, справляя празднества в честь Диониса, толпа исступленных женщин растерзала на части тело неутешного певца. Тень его отошла в подземное царство, и теперь уже ничто не разлучало его с тенью милой супруги. Боги же в память о нем поместили его золотую кифару на небе, откуда сияет она будто бы и поныне под названием созвездия Лиры. (Орфей)
4. Вечно юные девы, вскормленные пищей богов амброзией, почитавшиеся в Древней Греции и богами и смертными. Грациозные и сильные, умеющие в случае надобности сделаться невидимыми, жили они в тихих долинах и гротах, проводя время в играх и плясках, плескаясь в воде и оглашая смехом и песнями окрестности. Если кому – либо из высших олимпийских богов случалось посещать места, где они жили, они сопутствовали им: с Артемидой они охотились, с Дионисом веселились, сопровождая его свиту веселым хороводом. Греки воздвигали в их честь великолепные жертвенники, в которых справляли свадебные обряды. Всю природу греки заселяли их ласковыми образами. Различали их по местопребыванию: в горах – ореады, в лесах и рощах – дриады, в морях – нереиды, у ручьев и водных источников – наяды. Последние пользовались особенным почетом и уважением в маловодной Греции, где всякий источник имел большое значение. (Нимфы)
5. Одно из первичных божеств греческой мифологии. По Гомеру, он прародитель всего существующего, он же родоначальник всех богов. Он породил все реки, источники и моря. В состав его многочисленной семьи, местожительство которой по мифам был крайний восток, входят божества всех водных бассейнов, источников и рек – все, что олицетворяет собой водную стихию. В позднейшей мифологии с его именем связывалось представление о колоссальной реке, обтекающей всю землю. (Океан)
6. Могучая дочь Океана, самая знаменитая из рек, отделющих от всего живого мрачное царство Аида, катит она свои черные воды среди безмолвной долины. Сами бессмертные боги Олимпа призывали имя этой страшной реки в свидетели своих клятв. (Стикс)
Итак, если правильно отгадали и вписали в меньшие круги эти шесть слов, то из их начальных букв в большом круге сложилось имя всемогущего бога времени, встречающееся в виде корня во многих словах, относящихся ко времени и по наши дни.

Ответы:
1. Вакх. 2. Хаос. 3. Сизиф, «Сизифов труд»; 4. Фобос. 5 Сирена. 6. Афина. 7. Амфитрита. 8. Адонис. 9. Селена. 10. Аид. 11. Данаи (или Данаиды), выражение: «работа Данаид». 12. Ирида. 13. Атлант. 14. Тантал, «Муки Тантала». 15. Лето (сокрытая), другое ее имя Латона. 16. Олимп. 17. Пандора, «ящик Пандоры» — источник несчастий и великих бедствий. 18. Ариада, крылатое выражение: «нить Ариады» — путеводная нить, дающая выход из затруднительного положения. 19. Акрополь.
Правильно вписав в клетки чайнворда имена богов, божеств и смертных, наказанных богами за нарушение порядков, установленных на Олимпе, вы узнаете некоторые новые мифы, говорящие о роли религии в жизни древних греков и о том, как они представляли некоторые явления природы, какими чертами наделяли они своих богов в мифах.
1. Латинское имя одного из популярнейших богов в Греции. Его мать, Семела, дочь царя Кадма, понравилась самому громовержцу. Ревнивая, властная и злая жена Зевса, Гера, решила уничтожить соперницу. Зная, что Зевс дал Семеле клятву выполнить любое ее желание, Гера внушила ей опасную, но заманчивую мысль: упросить Зевса, чтобы он явился к Семеле в полном божественном облачении. Поддавшись вероломному внушению Геры Семела настояла на том, чтобы громовержец предстал перед ней во всем своем величии. От грозных молний занялся страшным пламенем царский дворец. Умирающая в огне Семела родила слабенького, недоношенного мальчика. От  всепожирающего пламени он спасся чудом: вокруг места, где он лежал, мгновенно вырос густой зеленый плющ. Таков один из вариантов мифа о рождении этого бога, в честь которого проводились священнодействия, оргии, завершавшиеся растерзанием живой жертвы. У римлян они известны были под названием вакханалий.
2. По Гесиоду, он – источник жизни, предшествующий всему существующему. От него произошла Земля – Гея, а из ее недр впоследствии появились Небо – Уран, Моря и Горы, а позже Титаны, олимпийские боги и люди. Были в Греции и другие представления о происхождении Вселенной.
3. Основатель и первый царь города Коринфа, прославившийся не только необычайной мудростью и дальновидностью, но и хитростью, и плутовством. За то, что он провозгласил тайны богов людям, он был жестоко наказан самим Зевсом. В подземном царстве, откуда кстати сказать, он сначала сумел сбежать, он обречен был вкатывать на гору огромную каменную глыбу и каждый раз, почти достигнув цели, видеть, как она, скатывается с вершины горы обратно. От его имени и пошло известное выражение, о тяжелом, но безрезультатном труде, ставшее крылатым.
4. Сын и постоянный член свиты кровавого бога войны, несущего гибель и разрушение. Вместе со своим братом Деймосом (ужас) он – олицетворение страха, всегда сопровождает своего отца – Ареса, «ненасытного и неистового» мужегуба, которого не любит сам Зевс.
5. Одна из многочисленных нимф.Первоначально – прекрасная дева, а позже обращенная разгневанной богиней Деметрой в полуженщин, полуптиц за то, что они не пришли на помощь ее дочери Персефоне в момент похищения царем подземного царства Аидом. В мифах они изображались обитательницами островов, окруженных острыми подводными камнями. Они очаровывали проплывающих мимо мореходов чудесным пением, а если путники выходили на берег, убивали их. Вот почему вокруг их обиталища валялись в большом количестве человеческие черепа и кости, но это страшная власть над людьми была дана им богами не навечно, а лишь до того времени, пока не найдутся такие, кого не смутят их обольстительные песни. После того как Одиссей и его спутники проплыли невредимо мимо их островов, они, видя, что их власти приходит конец, бросились в море, превратясь в подводные скалы.
6. Знаменитая богиня – воительница, покровительница народных героев, дочь Зевса и богини разума Метис, посредница между земными властями и богами олимпийцами: Культ ее почитался во всей Греции, но особенно в Аттике, где ее именем был назван главный город.
7. Жена Посейдона, дочь океана, владычица морей, заботящаяся о всем живом, населяющие морские глубины и дно. Изображали ее чаще всего сидящей в раковине на спине своего сына Тритона – вечного спутника и глашатая Посейдона. Гневается бог моря – грозно трубит витая раковина Тритона, доволен морской владыка – нежно и мелодично, а если нужно, то и торжественно вещает об этом миру сын и гонец, увлекающий на своей спине в глубокие волны – мать – владычицу морей.
8. Миф о нем изложен в игре 8. в связи с рассказом о неутешном горе богини Афродиты, потерявшей возлюбленного из – за гнева бога войны Ареса.
9. Сестра бога солнца Гелиоса и Эос – богини утренней зари – богини ночного неба, олицетворение луны. Каждый раз, когда золотая колесница брата опускается в волны океана на далеком западе, она покой и величественно выходит на небо. Колесницу ее медленно везут круторогие быки. Красотой своей она затмевает все звезды, в руке ее факел, а точеный лоб богини венчает слегка приподнятый серп. По преданию, она совершив свой путь по небу опускается в грот одной из далеких пещер, чтобы навестить своего возлюбленного юношу – пастуха. Разгневался на него Зевс и погрузил его в вечный сон.
10. О нем, неумолимом боге подземелья существует несколько мифов. Одно упоминание о его царстве, полном ужасов, о пути туда душ умерших приводила людей в трепет. В честь его по всей Греции было сооружено множество храмов, наиболее известных в Афинах и Олимпии. Изображался он чаще всего восседающем на троне с затемненным лицом, с головой, увенчанной злаками и плодами (он хозяин всех земных сокровищ), в руке у него жезл – символ владычества или ключ от загробного мира, выход из которого для всех и навсегда закрыт. У ног его верный страж – пес Цербер. Иногда его изображали в знаменитом шлеме – невидимке, полученном в подарок от Зевса за помощь в борьбе с титанами. Шлем этот – символ незримо подкрадывающейся ко всему живому смерти.
11. 50 прекрасных дочерей царя Аргоса, у брата которого было 50 сыновей. Быть бы счастливым свадьбам, но красавицы высокомерны, заносчивы и не отвечают взаимностью женихам. Между братьями – отцами из – за этого идет долгая кровопролитная война, заканчивающаяся все же в конце концов 50 свадьбами. Но в первую же ночь, лишь только смолкли звуки музыки и мрак объял все кругом, дочери Даная, подстрекаемые озлобленным отцом, убили своих мужей. В наказание за это они были низвергнуты в мрачный Тартар, где должны были вечно лить воду в бездонную бочку, которая никогда не наполнялась. Отсюда и пошло известное выражение, ставшее синонимом бесплодной, нескончаемой, невыполнимой работы.
12. Внучка Океана и Геи, легкокрылая богиня – вестница и посланница Зевса и Геры. Для людей, к которым посылают ее боги, она лучшая советница, люди ей всегда рады. Но очень редко с хорошими вестями посылают ее на землю боги, так как чаще всего они гневаются на людей за что – либо. Она олицетворяет собой редкое явление природы – радугу, как бы соединяющая на короткое время небо с землей. Возвратится крылатая вестница на Олимп – исчезнет радуга.
13. Один из исполинов, поддерживающий на своих плечах небесный свод.
14. Сын Зевса и Плуто (богини богатства). Некогда любимец богов он участвовал в пиршествах на Олимпе. Но заносчивость и жестокость привели его в Тартар. Задумав проверить всевидение богов, он пригласил их всех на пир и приготовил вкусное кушанье из тела зарезанного им сына. Никто из богов не прикоснулся к страшному кушанью, только удрученная потерей дочери, похищенной Аидом, богиней земного плодородия и земледелия Деметра ничего не заметила и съела кусочек. Разгневанные боги сложили из различных частей тело мальчика и оживили его, а отца – преступника обрекли в подземном царстве Аида на вечный голод и жажду среди окружавшего его изобилия пищи и воды. С этим преданием греков связано появление еще одного крылатого выражения.
15. «Сокрытая», супруга Зевса, мать богини Артемиды и бога Аполлона. Молодая и прекрасная, она понравилась Зевсу. Заметив это, Гера, как это было не однажды когда громовержец увлекался кем  — либо решила извести ее. Она наслала на свою молодую соперницу безобразного дракона Пифона. Чудовище гнало ее безжалостно отовсюду, не давая возможности не на минуту остановится, пока на пути ее не оказался остров Делос. Бывший до этого бесформенным нагромождением огромных каменных глыб, он перестал беспрестанно двигаться, а океан преградил дорогу чудовищу – преследователю. Здесь и родились ее божественные дети, принесшие острову тепло, свет и процветание.
16. Горная группа в Греции, считавшаяся в древности самой высокой. Склоны ее были покрыты лесом, а вершина почти всегда сокрыта от человеческого взора облаками. Все это дало возможность древним грекам считать ее недосягаемой и поместить на вершины жилища своих верховных богов, где, по словам Гомера, для богов в несказанных утехах все дни протекают.
17. По словам Павсания, ссылающегося на Гесиода, она была первой женщиной, прежде чем она появилась, не было вообще рода женщин. Олимпийские боги сотворили ее и послали на Землю к людям в наказание за грех Прометея, похитившего небесный огонь. По велению громовержца бог – кузнец Гефест вылепил ее из земли, Афродита наделила ее обаятельной внешностью, Афина научила всевозможным рукоделиям, Гермес – лукавым речам, одним словом, она стала «всеодаренной». Но посылая ее на Землю, боги дали ей ящик наполненный всякими бедами, неприятностями и болезнями, запретив ей интересоваться его содержимым. Не в силах совладать с любопытством, она нарушила запрет и приоткрыла заветный ящик, выпустив на волю все, что было в нем скрыто. С этой поры все беды на свете приписываются любопытству женщины и ставятся ей в вину. Так был наказан богами род человеческий на все времена, а на свет появилось еще одно крылатое выражение.
18. По греческому преданию дочь критского царя Миноса, которому критяне должны были раз в 10 лет отсылать 14 прекрасных девушек и столько же юношей. Судьба их была трагична: царь Крита отдавал их на съедение быкоголовому чудовищу Минотавру, живущему в страшном лабиринте, из которого никто не находил выхода. Герат Тезей решил освободить Афины от этой позорной дани. Воспользовавшись чудесной нитью и клубком, которые ему дала дочь Миноса, полюбившая его, он вышел из лабиринта невредимым.
19. В Древней Греции так называли укрепленную часть города, кремль, особенно известен был афинский, расположенный на крутом высоком до 100 метров холме, о котором Павсаний писал: «На … есть один только вход, второго нет, так как весь … — отвесная скала, и обнесен он крепкой стеной».
Команды представляют выполненное задание на знание скульптуры.
Конкурс № 6 Театр.
Звучит музыка Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» (мелодия)
Ведущий1 Любимое детище древних греков – классический театр. Перикл не случайно проводил в Народном собрании закон о специальной денежной помощи, дабы они могли посещать театр- школу гражданства, мужества и мудрости.
Ведущий2 Гигантские греческие амфитеатры были не только чудом акустики, но и чудом сопереживания зрителей и актеров. (на сцене 3 актера)
Театрализованной монолог.
Актер1 . Наше искусство родилось из дифирамба, из песни сатиров, а хор остается, чтобы выразить мысли и чувства народа. Сначала я был один, хотя мог изменить свой облик с помощью масок и костюма.
Актер2 Потом появился я, чтобы помочь первому сделать разнообразнее и живее действие, уже мог возникнуть диалог не только с хором, но и между двумя актерами. Перед нами было 15 тыс. зрителей. Амфитеатр слышал каждое наше слово, потому что наши архитекторы были великолепными акустиками. И каждое наше слово не тонуло в чаше театра, а долетало точно по назначению — в душу зрителей.
Актер3. Я пришел на орхестру последним, теперь наше трио должно было играть все трагедии и комедии, справляться с любым заданием  драматургов. Эсхил, Софокл, Аристофан, Еврипид…
Актер1. Каждую трагедию играли только один раз.
Актер2. Лишь для великого Эсхила было сделано исключение.
Актер3. О, да, творчество Эсхила, отца трагедии, высоко ценили греки. 13 раз завоевал он 1 место в драматургических состязаниях, и даже после смерти автора сочинения его одерживали победу.
Актер1 Я помню трагедию «Прометей прикованный» . О, как мы тогда играли! А как благодарны были зрители!
Актер2 Прометей становится героем произведений других античных авторов: Эзопа, Овидия, Горация.
Актер 3 О нём писали Гете, Байрон, Шелли…
Все вместе: Эсхил на все времена
Актер 1 Интересно, как понимают этот миф современные школьники? Смогут ли они донести до зрителя идеи добра и справедливости?
Актер 2 Сейчас посмотрим. Ну что поможем им, рефлексия?
Актер 3  О, да! Рефлексия нужна нам всем. Ведь это анализ своего психического состояния, размышления о чем-либо. А передать его можно через монолог.
Актер 1 Помогут им и голос, и манеры, достойные ораторов великих, и возвышенные мысли и величавые речи.
Актер 2 Подобает древним героям, богам говорить языком превосходным.
Актер 3 Каждая эпоха находит в образе Прометея что-то близкое для себя. По своему интерпретировал этот образ великий баснописец Эзоп. Попробуйте объяснить суть предложенных басен Эзопа и внести что-то свое.
Ребятам предоставляются тексты басен Эзопа:
Басня № 1
Зевс сотворил быка, Прометей — человека, Афина — дом, и выбрали в судьи Мома (божество злословия, он порицал олимпийских богов за дары людям). Позавидовал Мом их творениям и начал говорить: «Зевс сделал оплошность, что у быка глаза не на рогах, и он не видит, куда бодает, Прометей — что сердце у человека не снаружи и нельзя сразу отличить дурного человека и увидеть, что у него на душе».
Басня № 2
Прометей по велению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу под ним сохранили звериную.
Басня № 3
Прометей, вылепив людей, повесил каждому на плечи две сумы: одну с чужими пороками, другую — с собственными. Суму с собственными пороками он повесил за спину, а с чужими — спереди. Так и получилось, что чужие пороки людям сразу бросаются в глаза, а собственные они не замечают.
«Гадатель»
Гадатель сидел на площади и давал предсказания за деньги. Вдруг к нему подбежал человек и крикнул, что грабители взломали его дом и унесли всё добро. В ужасе гадатель вскочил и с воплем бросился со всех ног посмотреть, что случилось. Увидел это кто-то из прохожих и спросил:
«Любезный, как же ты берёшься гадать о чужих делах, когда о своих ничего не знаешь?»
Эта басня относится к таким людям, которые и сами не умеют жить, и за чужие дела берутся, их не касающиеся.
«Слепец»
Один человек незрячий умел про каждое животное, которое ему давали в руки, на ощупь угадать, что это такое. И вот однажды ему предложили волчонка; он его ощупал и сказал, раздумывая: «Не знаю, чей это детёныш -волка, лисицы или ещё какого подобного животного, — и одно только знаю: в овечье стадо его лучше не пускать». Так свойства дурных людей часто бывают видны и по их наружности.
(команды готовятся к выступлению)
Ведущий1 вновь на сцене Иванова Катя (обращаясь к Кате) Есть ли у тебя преданные и верные друзья?
Катя -Есть, но мой самый  лучший друг – моя мама, я посвящаю ей песню «Мамины глаза»
Мамины глаза – исполнение (фонограмма)
Ведущий2 Катя, что ты нам споешь на прощание?
Катя В моем репертуаре есть песня «Свирель». Я хотела бы посвятить ее всем учителям, которые отдают много душевных сил, знаний, опыта нам, ученикам , любителям искусства. Спасибо, что вы есть. Низкий вам поклон. Мы принимаем эстафету любви, добра, красоты.
«Свирель» из репертуара А. Б. Пугачёвой – исполнение (фонограмма).
Команды представляют басни Эзопа в инсценировке.
После инсценирования. Вопросы командам:
1. Расскажите о судьбе Эзопа (последние мгновения жизни)
2. Каких баснописцев ты знаешь? (Крылов, Лафонтен)
3. В каких произведениях упоминается имя Эзопа? (Чернышевский, Салтыков-Щедрин)
4. «Все искусства Прометеев дар» — кому принадлежат эти слова? (Прометей научил людей скотоводству и мореплаванию, врачеванию и законам жизни животных и птиц, искусству находить минералы и руды. Он заканчивает перечень благодеяний своих выводом: Запомни: все искусства- «Прометеев дар»).
5. В каких известных тебе произведениях мировой худ. культуры встречается образ Прометея? ( живопись: Рубенс «Прикованный Прометей» , Кюхельбеккер «К Прометею», Полонский «Прометей»; музыка: Скрябин «Поэма Экстаза о Прометее»; Лит-ра: Гете, Байрон- стих «Прометей», трагедия Эсхила «Прикованный Прометей», Ломоносов «Письмо о пользе стекла».
Слово жюри. Оцениваются конкурсы скульптуры и театральный.
Конкурс № 7 Музыкальный
Ведущий 1 Итак, последний конкурс – музыкальный. Уже в древности было замечено, что музыка, и прежде всего её основные компоненты – мелодии и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние. В классической Греции музыка воспринималась как триединство поэзии, танца и собственно музыки, считается одним из самых могущественных средств воздействия на духовный мир человека.

Первый этап музыкального конкурса .Участником конкурса – игры предлагается определить на слух жанр фрагментов произведений классической музыки, Карточка с соответствующим жанром прикрепляется к доске в определенном порядке:
(учитель – консультант показывает).
1. Моцарт «Симфония №40», I часть
2. А. Новиков «Гимн демократической молодежи мира»
3. Моцарт «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро»
4. Бах  «Токката и фуга ре минор»
5. Лист «Венгерская рапсодия» №2
6. Бородин «Хор поселян из оперы «Князь Игорь»
7. Звуковой фон – шум моря
Участники во время звучания фрагментов одновременно подбирают нужную карточку и прикрепляют к доске.
Ведущий 2 Жюри проставляют баллы, а мы просим конкурсантов выбрать и отметить символами те музыкальные понятия и жанры, которые родились в античности.
III часть. Заключительная
Ведущий 2 В будущей культуре ничего не умирает. Как бы далеко не отходило искусство Европы от античных образцов, оно вновь воскресает в нем через какое-то время.
Ведущий 1 Разными идеями Античности питались Возрождение, классицизм, модерн. Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей, мы сегодня пытались это доказать.  Слово предоставляется жюри: называет победителей и лучших по номинациям.
Звучит музыка Уэббера из рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда»
Награждается оливковыми венками команда «Олимпийцы» МСОШ № 17, занявшая I  место в «Дельфийских играх»:
Шарафутдинов Марк                        — 11 А
Аминова Регина                                — 11 А
Тукбаева Диана                                 — 11 В
Награждаются команды по номинациям:
«Самые эрудированные» — МСОШ № 5 «Служители Парнаса»
«Самые артистичные»   — гимназия № 6 «Музы»
«Самые красноречивые» — гимназия № 4 «Афины»
«Самые музыкальные»     — МСОШ № 3 «Дети античности».
Выход муз. Чтение стихотворения Владимира Фирсова.
Чтоб с днем грядущим
Быть на высоте,
Преодолев веков и свет, и тьму,
Цените, люди
Тягу к красоте
Не менее, чем красоту саму.
ЧТО КРАСОТА!
Пребудет и пройдет,
По сути зала  — разная везде,
А тяга к красоте не подведет,
Известная, как тяга к высоте.
Ведущий: Итак, дорогие друзья, наш праздник завершается. К нему мы долго и тщательно готовились.
Ведущий 2 Ёще раз благодарим всех, кто активно участвовал в подготовке и проведении «Дельфийских игр». Благодарим  всех участников – выпускников 2003 года. Особая благодарность членам жюри за объективную оценку конкурсантов.
Ведущие вместе: Пусть всегда и во всем вам сопутствует удача!
Ребята из творческой группы С.Ш. №17 дарят победителям свои любимые песни. На сцене Голобородкин Дима и вокальная группа МСОШ № 17.
Дима: Благодарим МСОШ № 3 за теплый прием. Ей уже 90, но она неустанно распахивает двери навстречу добру и красоте. Примите наш музыкальный подарок.
Песня Игоря Корнелюка «Город, которого нет» — исполнение (фонограмма).
Алферов Андрей исполняет песню из репертуара Михаила Боярского «Зеленоглазое такси».
(ребята танцуют, поздравляют друг друга, обмениваются мнениями).
«Дельфийские игры» завершаются.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ботвинник М.Н. Мифологический словарь, М: Просвещение, 1985
2. Вачьянц А.М. «Вариации прекрасного». Введение в Мировую художественную культуру. Учебное пособие. – М.: Издательство «Книголюб», 2000.
3. Газета «Литература» (Приложение к «I сентября») 2002 — №21 Олимпиада но античной культуре и литературе
4. Данилова Г. И.   Мировая художественная культура, 10 класс. Учебник для общеобразовательных учебных Заведений-М: «Интербук», 1999
5. Данилова Г. И.   Мировая художественная культура, 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных Заведений-М: «Интербук», 1999
6. Кулагина Г.А. Сто игр истории: Пособие для учителя. – 2-ое издание, дет. и перераб. – М: Просвещение, 1983
7. Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. 11 класс. Часть 1. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений М: Астрель, 2001
8. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры: Титул Калужская область, г. Обнинск, 1996